Никогда не узнавшие кто мы, мы не любим, чтоб нас узнавали.


Гарри Гаррисон - Цикл "Стальная крыса"
Вот и закончен цикл "Скользкого Джима" и мне с одной стороны приятно, что я познакомилась ещё с одним большим фантастом, ещё с одним большим космическим циклом, но с другой стороны я совершенно точно могу сказать, что если выбирать этот цикл и какие-то другие, то по большей части я бы выбрала почитать что-то другое. Дело не в том, что "Стальная крыса" плохая, ну просто не моё.
И так - перед нами парень Джим ДиГриз, который хочет прославится на весь космос как крутой преступник. У него при этом есть все данные - он мыслит как преступник, умеет обращаться с деньгами, замками, электронными системами, роботами и является чуть ли не гением в чистом виде. И при этом совершает глупые поступки, впутывается в какие-то передряги и поступает как импульсивный ребёнок без мозгов. Ему 17 лет и поступает он как 17-летний парень: всё понятно. Но если у этого персонажа уже есть двое сыновей по 17 лет, а он всё ещё совершает такие же глупые поступки 17-лнего обалдуя, то это уже как-то не комильфо. Большой и жирный минус цикла в том, что развития персонажа не происходит. 12 книг и всё в пустую, хотя тюрьма, близкая смерть, умирающий друг-учитель, пропавшая жена с детьми и так далее - всё это должно было повлиять на Джима. Гарри Гаррисон, конечно, попытался изобразить отцовскую заботу, когда изображал Джима в виде хорошего примера - "нельзя воровать украшения, нельзя стрелять в обломки астероидов" и это мне понравилось, но тут же всё становилось на свои места: "Сейчас просто не время - украдёте потом, а не-хай, стреляй, это во мне эго говорит!" Серьёзно? Я не говорю про изменения сути персонажа, а про его развитие. Его нет как такового и если бы не подросшие дети, то можно было бы подумать, что всё это происходит в течении пару лет. Я уже не говорю про всемирную любовь к Ажелине. Я просто не вижу эту любовь и уж тем более то, что они тянут её с собой через года. Да, она красивая, да, мыслит так же - как преступница, да - заманила его тем, что могла его где-то обскакать. Но почему она его полюбила и почему проводит всю жизнь с ним? Всё вышло ну очень наигранно. Просто Джиму нужен был красивый спутник, а менять их как Джеймс Бонд, Джим ДиГриз по какой-то причине не смог. Хотя почему бы и нет? Ведь везде истории однотипные, встречающиеся персонажи в каждой книги похожие друг на друга.
И так, что бы создать историю Стальной Крысы, надо приготовить следующий штамп:
1. Джим совершает какое-то преступление, которое к сюжету не имеет отношения.
2. Его ловят - либо потому что он сам этого хочет, либо потому что он плохо продумал свои действия.
3. Ему предлагают какую-то супер-крутую сделку, от которой он не может отказаться.
4. Он действует, где-то по плану, а где-то нет; придумывает что-то гениальное; пьёт много алкоголя; растёт в званиях или виртуозно грабит банки-становится очень богатым или всё сразу; знакомится с безликими персонажами, которые ему помогают;
5. Что-то идёт не так и Джима ловят или он попадает в безвыходную ситуацию.
6. Из безвыходной ситуации его спасает Лига/Спец.корпус/Ажелина.
7. Как в классическом детективе, в конце что-то разъясняется: кто что сделал и почему получилось вот так, а не эдак.
Теперь в штамповке меняем название планет и время, имена героев и состав преступления противников Джима и добавляем какие-то новые факты про новую планету - готово! У нас выходит новая история скользкого Джима! ... что? Можно было как-то по другому написать цикл?..

То, что понравилось:
- Эсперанто межгалактический язык. Спасибо, что не английский, а ведь мог бы.
- "Стальная крыса идёт в армию". - понравилась сама книг, обе планеты - и Невенкебла и Чоджеки, ирония того, как грабитель попадает на планету, где нет денег и самого понятия оплаты, сам Марк Четвертый ну и стёб над армейской системой.
- Стена, разделяющая мужчин и женщин на Лайокукае - чисто как идея.
- "Золотые годы стальной крысы" - потому что это мило, потому что возвращаются старые герои, потому что короткая.
- Рассказ истории Земли - спасибо, что уделили внимание этому моменту.
- Иногда Джима ловят, даже приговаривают к смертной казни. Это хорошо, ибо нефиг быть скользким и неуловимым.

То, что не понравилось:
- Однотипность. Предсказуемость.
- Про не_развитие персонажа уже говорила?
- "Неповерхностность" в смертях героев. В одной книге могут поубивать целую кучу народу и всё нормально, а где-то, где идёт целая война, захватнические действия и тд, то в живых остаются абсолютно ВСЕ персонажи. Создаётся впечатление, будто тебя обманули.
- Робот-Наполеон? Серьёзно?
- Одинаковые добродушные балванчики Помощники и толстые противные и страшные злые Враги. (однотипность?)
- Джим много пьёт и, как правило, бухлишко противненькое и не вкусное, но всё равно продолжает пить.
- Спасти мир от всех бед может только Джим. Ни кого кроме него во всей вселенной кандидатов быть не может.


@темы: Гарри Гаррисон, Научная фантастика, Книга, Юмор